Лента новостей
Лента новостей
16:38
Видео
Эксперт объяснил, почему карты UnionPay перестают работать после санкций США
16:15
Песков ответил, почему ранее никто не знал об «Орешнике»
15:42
Видео
FPV-дроны разнесли пять автомобилей ВСУ в Харьковской области
15:06
Россия обсудит с партнерами по ОДКБ удары Украины дальнобойным оружием
14:39
Видео
В Дагестане 10 человек пострадали в ДТП с микроавтобусом
14:03
Видео
МО РФ показало уничтожение МиГ-29 ракетой «Искандера»
13:48
Видео
Сапер ВС РФ спас штурмовика из заминированного леса ценой собственной ноги
13:33
МО РФ: потери ВСУ в курском приграничье превысили 35 тысяч человек
13:27
Меркель: Киев не может в одиночку принимать решение о переговорах
12:36
Минтруд предложил выдать пенсионерам удостоверения с QR-кодом
12:07
ВС РФ уничтожили украинский МиГ-29 на земле
11:45
Видео
Минобороны показало кадры освобождения Новодмитровки
11:34
Песков: сотни россиян каждый день подписывают контракты с МО РФ
11:04
Назван налог, который россиянам нужно заплатить впервые в этом году
10:38
Байден с гордостью назвал себя своим мужем
10:18
Видео
На камеру попал удар из танка Leopard по дому с мирными жителями
10:01
Bild: в Гамбурге у британского авианосца засекли разведывательный дрон
09:42
Al Hadath: при израильском ударе по Бейруту погибли 11 человек
Знаменитый «калаш»: как создавалось оружие-легенда

Знаменитый «калаш»: как создавалось оружие-легенда

Автомат Калашникова – самый известный российский бренд. Легендарное оружие стало частью истории не только нашей страны, но и половины планеты. В последнее время все чаще звучит версия о том, что настоящим создателем АК-47 был не Михаил Калашников. Ведущий программы «Не факт» Арарат Кещян на телеканале «Звезда» выяснил, как в действительности появилось оружие-легенда.
28 апреля 2017, 19:00
Реклама
Знаменитый «калаш»: как создавалось оружие-легенда

Автомат Калашникова – самый известный российский бренд. За 60 лет было выпущено 70 миллионов экземпляров различных модификаций. Этот автомат состоит на вооружении 50 иностранных армий. Легендарное оружие стало частью истории не только нашей страны, но и половины планеты.

АК до сих пор считается не только самым популярным, но и лучшим автоматом в мире. В последнее время все чаще звучит версия о том, что настоящим создателем автомата был не Михаил Калашников. Ведущий программы «Нефакт» Арарат Кещян на телеканале «Звезда» выяснил, как в действительности появилось оружие-легенда.

В АК всего 95 деталей. Основные части автомата – это ствол со ствольной коробкой и прикладом; затворная рама с газовым поршнем, сам затвор, возвратный механизм, цевье, магазин и ударно-спусковой механизм. Он настолько прост в обращении, что сборка-разборка автомата Калашникова долгое время входила в школьную программу.

Летом 1943 года в руки советскому командованию в качестве трофея попал немецкий автомат МР-43. Была создана специальная комиссия, которая пришла к выводу, что автомат заметно увеличивает огневую мощь пехоты, снижая необходимость в пулеметной поддержке. Стало очевидно, что Советскому Союзу срочно необходимо оружие, которое ничем не уступает немецкому аналогу.

Создание будущего автомата началось с патрона. Для патронов в немецком автомате использовались укороченные штатные гильзы для маузеровских винтовок калибра 7.92 мм. В СССР новый патрон надо было разрабатывать с нуля. Через полгода конструктор Николай Елизаров представил новый патрон калибра 7,62 мм.

При создании нового патрона был сделан упор на легкость и уменьшенные габариты – за счет этого становилось возможным увеличение боекомплекта пехотинца в полтора раза. Кроме того, новый патрон должен был обладать малой энергией отдачи, что значительно повысило бы меткость стрельбы. Задача была трудной, но, как оказалось, вполне посильной советским оружейникам. Готовый промежуточный патрон по баллистике не уступал немецкому образцу.

После появления патрона был объявлен конкурс на создание первого советского автомата. Заявки на участие подали 15 самых видных конструкторов страны. В этом конкурсе Михаил Калашников участие не принимал, поскольку в 1944 году находился в Средней Азии, где занимался доработкой станкового пулемета Горюнова.

Конкурсная комиссия раз за разом забраковывала предлагаемые проекты советского автомата, вновь и вновь отправляя их на доработку.

 За ходом конкурсов следила вся страна, в том числе и Михаил Калашников. Он редко появлялся в столице, но в эти визиты обязательно наведывался на испытательный полигон, чтобы быть в курсе происходящего. В середине 1945 года, вернувшись из Средней Азии, Калашников присоединился к гонке. И через год, в 1946 году, его имя появляется в официальных документах конкурса.

Конкурс 1946 года, объявленный Главным артиллерийским управлением СССР, на этот раз был закрытым. По всей видимости, военное начальство было разочаровано итогами предыдущих тендеров, которые не продвинулись дальше первого этапа.

Советское руководство хотело получить совершенное оружие, уникальное. Среди требований к создаваемому оружию было: автомат должен поражать живые цели на расстоянии 500 метров, при этом автомат должен был весить не более четырех с половиной килограммов. Кроме того, большое значение уделялось простоте производства будущего автомата. Быстрый запуск в серию, легкое производство деталей, износостойкость – все эти требования тоже были в конкурсной документации.

К следующему этапу конкурса по разработке первого советского автомата были допущены всего шесть проектов. В списке конкурсантов были именитые конструкторы Рукавишников, Барышев, Булкин, Дементьев и Коробов. Старший сержант Калашников тоже вошел в этот список в качестве руководителя инженерной группы.

Следующим шагом стало изготовление опытных образцов. Тогда и появилась версия о том, что Михаил Калашников многое позаимствовал у своего конкурента Алексея Булкина. На первый взгляд, эти автоматы действительно похожи. В частности, их объединяет поворотный затвор. Однако ни Калашников, ни Булкин эти затворы не придумывали. Калашников позаимствовал идею у американской винтовки «Гаранда-М1», а Булкин – у пулемета «Льюис».

Оба автомата имели газоотводную автоматику, а шток и затворная рама в моделях Калашникова и Булкина представляли собой единую, неразъемную деталь. В обеих моделях рукоятка взведения затвора располагалась слева, а также были идентичны переводчики огня и предохранители, сделанные в виде отдельных флажков.

И Булкин, и Калашников знали, как продвигается работа конкурента. Но, если бы автомат Калашникова был копией Булкина, то и результаты на испытаниях у них были бы очень похожи, чего не произошло. Например, при низких температурах модель Булкина не стала стрелять, тогда как образец Калашникова даже не заметил мороз в -50 градусов. При этом автомат Калашникова заметно уступал остальным моделям по кучности стрельбы короткими очередями из положения лежа.

Ни Булкин, ни Калашников, ни остальные конкурсанты не смогли произвести впечатления на комиссию. Все без исключения конструкторы получили массу замечаний и рекомендаций, и забрали автоматы на доработку.

Осенью 1946 года Калашников приехал в город Ковров во Владимирской области, чтобы при содействии конструкторского бюро №2 заняться усовершенствованием своего автомата. В ноябре 1946 года началась сборка первых образцов АК-46, которые поступили на испытания в мае 1947 года.

После всех испытаний из гонки выбыл фаворит предыдущих этапов Рукавишников. Барышев отказался сам, переключившись на работу с пистолетами. Автоматы оставшихся конкурсантов - Калашникова, Булкина и Дементьева - показали неплохие результаты на испытаниях, но ни один из них все еще не годился для серийного производства. И конструкторам снова дали время на доработку.

Через полгода Калашников привез на конкурс совершенно новый автомат - АК-47. Он настолько отличался от своего предшественника – АК-46, что фактически представлял собой собранную с нуля модель, хотя перекомпоновка утвержденных образцов была запрещена условиями конкурса. И при нарушении этих условий конкурсанта должны были отстранить от соревнования. Но в случае с Михаилом Калашниковым это не произошло.

Есть версия, что таким образом в серийное производство попал немецкий автомат. Якобы военное руководство отчаялось получить собственное эффективное оружие и решило пойти коротким путем – полностью скопировать немецкую модель. Сторонники этой версии утверждают, что Михаил Калашников был лишь изобретателем на бумаге. В рамках этой версии называют даже конкретную модель автомата-оригинала. Это немецкий StG-44 работы Хуго Шмайсера.

Хуго Шмайсер, потомственный немецкий оружейник, попал в плен в разгаре Великой Отечественной войны. В 1946 году особым поездом Хуго Шмайсер был доставлен в Ижевск для работы в закрытом НИИ. Сторонники версии того, что легендарный советский автомат имеет немецкие корни, утверждают, что в этом же НИИ ровно в то же время работал и Михаил Калашников. В Ижевске Шмайсер находился вплоть до начала 1950-х годов, когда АК-47 уже запустили в серийное производство

Однако Арарат Кещян выяснил, что Калашников впервые прибыл в Ижевск летом 1948 года, когда АК-47 уже одержал победу в конкурсе и был рекомендован к серийному производству. Более того, для начала этого серийного производства Калашников и приехал в Ижевск. То есть встреча Шмайсера и Калашникова состоялась через полгода после появления на свет знаменитого автомата.

Несмотря на внешнее сходство, на самом деле эти два автомата имеют мало общего. У StG-44 ствольная коробка состоит из нескольких частей, тогда как у автомата Калашникова – цельная коробка. Кроме того, у АК-47 – поворотный затвор, у немецкого автомата – затвор с перекосом.

Более того, Калашников объединил в один флажок переключатель огня и предохранитель, а у немецкого автомата это два отдельных флажка. Некоторые детали в обеих моделях похожи, но в действительности эти части были придуманы еще в конце 19 века.

Доработанный с учетом всех поправок и полученного опыта АК-47 произвел фурор на конкурсе 1947 года. От предыдущего образца – АК-46 – новый автомат отличался разительно. Калашников лично внес 18 кардинальных изменений, всего за полгода сделав совершенно новый автомат. Рукоятка затвора перешла на правую сторону, переводчик огня объединился с предохранителем, магазин стал ближе к спусковой скобе, шток и затворная коробка стали соединяться резьбой.

Новшество и заслуга Михаила Калашникова в том, что в АК-47 ему удалось совместить простоту конструкции с высоким уровнем надежности и созвать тем самым оружие на века.

Реклама
Реклама