Крымский шпион: секретный доклад о работе перевербованных агентов
Часть этих докладов засекречена до сих пор, но с некоторых, которые и вошли в эту рубрику, недавно снят гриф секретности. Для публикации выбран период с 1944 по 1953 год – с того времени, как Красная армия начала успешно наступать на гитлеровские войска, до смерти Иосифа Сталина.
В совершенно секретном докладе на имя Сталина от 26 января 1945 года Берия докладывал об обманной радиоигре, которую советские спецслужбы вели с немцами. Еще в апреле 1944 года советским войскам в Симферополе добровольно сдались два агента германской разведки с радиостанциями – бывшие военнослужащие Красной армии. НКВД решил не раскрывать перед немцами провал агентов (Оганесяна и Торлакяна), а продолжить обмен радиосообщениями, но уже в интересах советской разведки.
«Группа получила (от немцев – прим. ред.) задание осесть в районе Симферополь – Бахчисарай и приступить к сбору шпионских сведений о частях Красной армии, дислоцирующихся на территории Крыма, и собранные сведения передавать немцам по радио. Для выполнения задания группа была снабжена четырьмя портативными радиостанциями, советскими деньгами в сумме 240 000 рублей, запасом продовольствия, личным оружием и фиктивными документами», – сообщается в докладе.
После добровольной явки германских агентов с повинной СМЕРШ перевербовал радистов Оганесяна и Торлакяна и начал игру с противником. Сначала для этого использовалась радиостанция Оганесяна, а затем и Торлакяна.
«Радисты Оганесян и Торлакян находятся на свободе под гласным наблюдением оперативных работников Смерша 4-го Украинского фронта и Отдельной Приморской армии, самостоятельного доступа к радиоаппаратуре не имеют, и все сеансы связи проходят под наблюдением нашего радиоспециалиста, чем исключается возможность их самостоятельного выхода в эфир», – пишет Берия Сталину.
За полгода советские спецслужбы отправили от имени перевербованных агентов 40 дезинформационных радиограмм, тексты которых утверждались в Разведывательном управлении Генштаба. Также НКВД от имени агентов сообщил немцам, что якобы в горах действуют две бандгруппы, лояльные Германии и им требуется подкрепление.
«На переброску новой агентуры противник согласился, однако, сославшись на дальность расстояния, предложил группе передислоцироваться на Украину», – говорится в сообщении на имя Сталина.
В итоге немцы сбросили парашютом 23 декабря 1944 года нового агента, Хакима Шакирзянова, с рацией, крупной суммой денег, набором фиктивных документов, штампами и печатями. Шакирзянов был тут же арестован.
Также в документе сообщается о том, что интересовало немцев. Так, связные гитлеровской армии, не зная о том, что агенты перевербованы, спрашивали у них об обстановке в Крыму, требовали ежедневно сообщать о погоде. В одной из радиограмм немцы потребовали от агентов перейти линию фронта и выйти на территорию, контролируемую Германией. В ответ НКВД предложил сообщить, что агенты выдвинулись, и проверить реакцию немцев на это. Если бы нацистов действительно интересовал Крым, гитлеровцы попросили бы агентов остаться на месте, заключается в докладе.