Комплекс былого величия: вернет ли новый авианосец Британии статус «владычицы морей»
Авианосец Queen Elizabeth наконец-то вышел в море из дока в Шотландии, где он был построен. Над крупнейшим в истории английского флота кораблем поднят флаг Великобритании, но окончательно в состав ВМС он войдет лишь в конце нынешнего года, после длительных ходовых испытаний, которые продлятся более двух месяцев.
Решение о строительстве авианосцев в Лондоне приняли еще во время войны за Фолклендские острова, когда стало понятно, что без крупной авианосной ударной группы успешно вести боевые действия вдали метрополии достаточно сложно. Наличие трех малых авианосцев в составе Королевского флота показалось недостаточным, хотя англичанам тогда, в 1982 году, удалось отвоевать у Аргентины Фолклендские (Мальвинские) острова, в том числе благодаря своему флоту. Свои тяжелые авианосцы англичане стали строить лишь в 2007 году, и только теперь первый из них вышел в первую учебную «автономку», которая подразумевает поход через Атлантику к берегам США. Судьба брата-близнеца – аналогичного по классу авианосца Prince of Wales, который был заложен, но так и не спущен на воду, пока не известна. Его хотят продать какой-либо из стран НАТО, но из-за дороговизны потенциальных покупателей пока не найдено.
Королевский флот Великобритании, в отличие от US NAVY, ставку на авианосцы никогда не делал и довольствовался небольшим количеством этих кораблей. Лондон опирался на возможности своего американского союзника по Североатлантическому альянсу, у которого на сегодняшний день в строю 11 авианосцев (в основном проекта Nimitz, одного действующего и одного строящегося Ford). Тем не менее в Лондоне приняли решение о создании собственных авианосных ударных групп, которые смогут автономно действовать в любых регионах Мирового океана. Пока успешно заканчивается лишь проект с авианосцем Queen Elizabeth, но и его появление в составе британского флота существенно усилит боевой потенциал последнего.
«Любой авианосец сам по себе – груда дорогого плавающего металла с многотонным водоизмещением, – считает эксперт капитан 1-го ранга Виктор Макаров. – По сути, это плавающий аэродром, внушительный по размерам, но в боевом плане не представляющий особой опасности. Вооружение авианосца – это лишь системы ПВО, радиус действия которых незначительный, по крайней мере, на американских кораблях и, как видно из характеристик, на английском тоже. Другое дело – его авиакрыло, которое состоит из 30–40 истребителей, легких транспортных самолетов, вертолетов. Собственно, они и являются главной ударной силой, которую можно по морю доставить практически в любую точку планеты.
При этом каждый авианосец должен иметь солидную «свиту в своем сопровождении, входящую в авианосную ударную группу». «А это как минимум крейсер, подводная лодка и не менее четырех эсминцев и фрегатов, а также кораблей снабжения, в составе которых и танкер, и медицинское судно. В данном случае Королевский флот едва ли не половиной своего состава будет сопровождать новый авианосец. Если появится второй, то в случае выхода в море обоих берега Великобритании прикрыть будет некому. Тем более если принять во внимание сообщения самих английских СМИ, которые пишут о бедственном состоянии своей эскадры, когда большая часть боевых кораблей и субмарин не может выйти в море. Возможно, что англичанам придется использовать свой авианосец в составе американской корабельной группы, но тогда сам принцип создания подобной посудины не совсем понятен, а экономически так и вовсе не оправдан», – добавляет Макаров.
Тем не менее Queen Elizabeth производит впечатление даже на людей, которые видели ее лишь на фотографиях: 284 м в длину и 70 м в высоту (если мерить от киля). Это как три футбольных поля, как любят для образности сравнивать эксперты. Ну а дальше уже идут технические параметры, которые также поражают своими размерами и характеристиками, среди которых, скажем, гурманов поразит наличие четырех столовых (камбузов), способных прокормить полторы тысячи человек.
Водоизмещение этого авианосца составляет 70 600 тонн. Он оборудован палубой с трамплином и двумя самолетоподъемниками, которые способны поднимать из девяти ангарных палуб по одному самолету в минуту, которых на борту может разместиться до 50 единиц. Основная боевая авиационная единица – истребитель F-35B Lightning, предпочтение которому было отдано перед легкими самолетами английского производства. Отказавшись от ядерной энергетической установки из-за ее высокой стоимости, на авианосце установили две газотурбинные установки общей мощностью 48 000 л. с. и четыре дизель-генератора, вырабатывающие общее количество энергии до 20 МВт (27000 л. с.), способные разогнать авианосец до 25 морских узлов. Дальность плавания при этом составляет 10 тысяч морских миль.
Специалисты утверждают, что при строительстве этого английского авианосца использовались самые передовые технологии, в том числе с использованием энергоемкости. Экипаж Queen Elizabeth составляет 670 человек, что существенно меньше, чем на американских авианосцах. Сокращено время подачи как самих самолетов и вертолетов на палубу, так и боеприпасов из погребов. Отмечается, что даже обеспечение личного состава едой значительно ускорено – обед укладывается в 30 минут для всего экипажа. Про комфорт тоже не забыли: для матросов и офицеров предусмотрены удобные кубрики и каюты, есть три спортзала, медицинский пункт с хирургическим и стоматологическим кабинетами.
«Применение нового английского авианосца, скорее всего, будет приемлемо в ближайшие годы разве что в Средиземном море, – считает Виктор Макаров. – Север не подходит, равно как и Тихий океан, куда не потащишь эскадру сопровождения, да и до берегов Индии далековато. Остается Атлантика с африканскими берегами, Красное море для контроля над Суэцким каналом. Возможно, что англичане будут его заводить и в Черное море. Но это ловушка – тут его изрешетит Черноморский флот корабельными и береговыми комплексами. Queen Elizabeth – скорее корабль престижа для Великобритании, которая подспудно страдает от потери своего статуса "владычицы морей" и пытается показать свою роль в мировом господстве».
Авианосец носит самолеты. И для Queen Elizabeth ударная мощь – это именно истребители-бомбардировщики F-35B, которые идеально подходят для палубного базирования. Подобных самолетов в Великобритании на сегодняшний момент насчитывается лишь десяток, и, значит, предстоят новые закупки, учитывая, что авианосец вместит от 40 до 50 воздушных машин. Но и к ним уже сейчас есть масса нареканий, в том числе по системе невидимости «стелс», которая оказалась не столь эффективной. По крайней мере, российские и китайские средства ПВО этот самолет очень даже хорошо видят.
Можно внести легкую долю иронии в оценку Queen Elizabeth: авианосец модный, современный, «на полном фарше», но какой-то бесполезный. По крайней мере, в короне Королевского флота он будет смотреться одиноко и нелепо.