Лента новостей
Лента новостей
19:41
Путин утвердил штрафы за пропаганду чайлдфри
19:17
Bloomberg: европейцы могут столкнуться с новым энергокризисом
18:55
Видео
Командир роты рассказал, почему Дальнее штурмовали почти без артподготовки
18:50
Видео
Опубликованы кадры освобождения Дальнего в ДНР
18:16
Путин подписал закон о списании долгов по кредитам участников СВО
18:06
Карета скорой помощи перевернулась в Подмосковье
17:38
Эксперты выявили связь между звонками мошенников и ударами по Украине
17:37
В США призвали к импичменту Байдена после удара «Орешником» по Украине
17:12
РКК с августа обнаружил более 1,2 тысячи пропавших жителей Курской области
16:38
Видео
Экономист объяснил, почему карты UnionPay перестают работать после санкций США
16:15
Песков ответил, почему ранее никто не знал об «Орешнике»
15:42
Видео
FPV-дроны разнесли пять автомобилей ВСУ в Харьковской области
15:06
Россия обсудит с партнерами по ОДКБ удары Украины дальнобойным оружием
14:39
Видео
В Дагестане 10 человек пострадали в ДТП с микроавтобусом
14:03
Видео
МО РФ показало уничтожение МиГ-29 ракетой «Искандера»
13:48
Видео
Сапер ВС РФ спас штурмовика из заминированного леса ценой собственной ноги
13:33
МО РФ: потери ВСУ в курском приграничье превысили 35 тысяч человек
13:27
Меркель: Киев не может в одиночку принимать решение о переговорах

Взлет из вечной мерзлоты: как Россия обеспечивает тотальный контроль над небом Арктики

Строительство аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза.
05 ноября 2017, 10:11
Реклама
Взлет из вечной мерзлоты: как Россия обеспечивает тотальный контроль над небом Арктики

Десять военных аэродромов в Арктике, программа строительства которых началась еще три года назад, уже готовы к боевому применению. Подобное в условиях Крайнего Севера и вечной мерзлоты еще никто в мире осуществить не мог – Россия смогла и обеспечила свои северные рубежи надежной защитой с суши, воздуха и воды.

Основные военно-воздушные базы располагаются на мысе Шмидта, острове Врангеля, острове Котельный, архипелаге Земля Франца-Иосифа и на территории Мурманской области. Каждый из них теперь будет иметь возможность обеспечивать взлет и посадку как тяжелых транспортных самолетов, так и истребителей-перехватчиков, в первую очередь МиГ-31, которые способны выходить в стратосферу и уничтожать как самолеты вероятного противника, так и ракеты разных классов, вплоть до баллистических. Аэродромы будут всесезонными и смогут принимать различные типы самолетов.

Картинка

Оценить масштаб этого строительства сможет не каждый – нужно увидеть условия, в которых оно ведется. Мне, например, довелось побывать на острове Котельный в составе экспедиции Дмитрия Шпаро. Сейчас там уже практически готов к эксплуатации военный аэродром Темп, который не просто восстановили, а фактически построили заново. А еще несколько лет назад приземлиться на острове можно было разве что на вертолете, да и то у береговой линии, где есть каменистая почва. Остальная территория представляет собой мерзлый грунт, который летом, если можно так назвать короткий промежуток времени, когда воздух прогревается максимум до пяти-десяти градусов, абсолютно не пригоден для каких-либо строительных работ.

Тем не менее на Котельном за весьма короткий срок построили и модульный городок арктического типа для размещения военнослужащих, и взлетно-посадочную полосу, способную принимать самолеты в любых погодных условиях. Поверьте, это нереально круто.

Министерство обороны России сейчас уделяет особое внимание своим подразделениям в Арктике. Под работу в условиях Крайнего Севера разработаны отдельные версии вооружений и техники, завершается строительство инфраструктурных объектов для более чем 20 тыс. военнослужащих. И особую роль в развитии российской арктической группировки играют военные аэродромы.

Картинка

«Истребительной авиации крайне важны места дислокации на земле, чтобы оперативно вылетать на перехват противника, – рассказывает эксперт ВВС Александр Дробышевский. – Еще во времена Великой Отечественной войны использовалась практика "аэродромов подскока", когда полевой аэродром находился практически у линии фронта. На Севере с его многотысячными расстояниями тоже очень важно иметь возможность вылететь на перехват с более близкого расстояния. Не тратить драгоценное время, взлетев, скажем, из Новосибирска, а подняться в воздух из акватории Северного Ледовитого океана – тут любая цель близка.

Есть существенная выгода в арктическом размещении и для стратегической авиации. В принципе, ей там нет смысла постоянно базироваться, но в случае необходимости "стратеги" могут рассредоточиться по всем военным аэродромам, а их предполагается содержать целый десяток, и совершать боевые вылеты до тех же США с возможностью обратного возвращения, расстояние вполне позволяет. По сути, сейчас в Арктике оборудованы те самые "аэродромы подскока", которые позволят в случае необходимости не только полностью контролировать небо Арктики в пределах границ России, но и оперативно достигать любых целей в этой части континента».

Картинка

Крайний Север – это, конечно, очень далеко. И, например, если добираться из Москвы до Тикси, нужно совершить многочасовой перелет до Иркутска, потом еще изрядное время лететь местными авиалиниями до места назначения. Долго и, заметим, дорого.

Впрочем, вопросы логистики в Арктике сегодня эффективно решает российский ледокольный флот. Ледоколы, которых у России больше, чем у какой-либо другой страны, увеличили навигацию с шести до девяти месяцев. Сейчас это имеет большое значение, поскольку на шести северных островах идет активное строительство военной инфраструктуры, а ледоколы ведут караваны кораблей со строительными материалами: аэродромными плитами, цементом, металлом, трубами, арматурой и техникой.

Согласно данным Минобороны, Спецстрой России сегодня заканчивает работы по реконструкции и строительству десяти аэродромов в арктической зоне, среди которых Североморск-1, аэродром на острове Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), который в будущем сможет принимать самолеты Ил-78, Рогачево (Архангельская область), Тикси (Республика Саха (Якутия)), Темп (остров Котельный).

Картинка

Ведутся также реконструкции аэродромов Североморск-3 (Мурманская область), Нарьян-Мар (Архангельская область), Воркута (Республика Коми), Алыкель (Красноярский край), Анадырь (Чукотский АО).

«Это такая "паутина", которая покроет все арктическое побережье России, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Раньше мы закрывали Север в основном средствами ПВО, которые и сейчас существенно усилятся, насколько мне известно, за счет развертывания новой дивизии противовоздушной обороны. Арктический доступ для авиации этот потенциал очень серьезно усилит – теперь тут, как говорится, и мышь не проскочит. Новая группировка сил и средств ВКС в регионе способна надежно прикрыть и промышленный Урал, и столичный регион. Речь идет не только о строительстве взлетно-посадочных полос, планируется возвести всю необходимую инфраструктуру, а именно пункты наведения авиации, радиолокаторы. Самое главное, все это находится в действующем режиме – система безопасности уже работает».

Стоит отметить, что строительство аэродромов в Арктике прежде всего касается вопроса национальной безопасности. Эта проблема впервые появилась в середине прошлого века, когда весной 1949 года американская авиация усилила разведку в приграничном воздушном пространстве Советского Союза. Самолеты США летали с регулярной периодичностью, изучая, на каком расстоянии их засекали советские локаторы ПВО, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. Американцам это было нужно знать для разработки плана войны с СССР под названием Dropshot, в ходе которой предполагалось сбросить на объекты Советского Союза 300 атомных и 200 тыс. обычных бомб. Осуществить этот план было проще всего с Севера.

Картинка

Именно поэтому еще с начала 50-х годов в СССР началось строительство аэродромной сети на северных островах, чтобы охранять подходы к Новой Земле. Идею удалось воплотить именно сейчас, причем в более глобальных масштабах. Арктика была и остается важнейшим регионом как для экономического развития, так и для сохранения баланса сил ядерного сдерживания. Сейчас уже можно смело утверждать, что это направление России удалось полностью обезопасить.

Реклама
Реклама