Ледокол «Лидер» совершит прорыв в российской экономике - гендиректор Балтзавода
Атомный ледокольный флот есть только в России. Связано это с тем, что нашей стране во все времена крайне важно было контролировать бескрайние просторы Арктики. Особенно важным это стало в последние годы благодаря Северному морскому пути, а также возобновлению военного присутствия Российской Федерации на арктических островах.
Главное преимущество атомного ледокола в сравнении с дизельными судами - потребление топлива. Эти суда способны ломать льды толщиной до двух метров, при этом расходуют в день всего несколько граммов ядерного топлива. При этом ледоколы способны решать задачи, которые не под силу никаким другим ледоколам. Это касается проводки судов снабжения к военным базам и другим объектам в Арктике, спасательные операции.
При этом нужно понимать, что флот построенных в СССР атомных ледоколов рано или поздно придется менять, а некоторые из них уже подлежат списанию. Именно было принято решение о строительстве новых ледоколов, первый из которых должен быть введен в эксплуатацию в 2019 году.
Какими темпами идет строительство атомных ледоколов класса ЛК-60Я?
В данный момент у нас в постройке находится три ледокола. Это «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Сегодня на воду спущено два из них, один в 2016 году, другой - в 2017-м. И последний ледокол этой серии мы будем спускать 26 мая 2019 года. Поэтому можно сказать, что мы полноценно участвуем в этой программе. Сейчас все силы сосредоточены на головном ледоколе, который мы должны сдать в 2019 году. Следующий ледокол - в 2020-м, а третий - в 2021 году.
Известно, что ледокол «Вайгач» предназначен для проводки судов в том числе и в руслах рек. Ледоколы ЛК-60Я смогут решать эти задачи?
Эта задача решена традиционно. Просто ледокол принимает балласт. В обычном линейном состоянии в Карском море он идет с осадкой в 9,5 метра, которая обеспечивает его максимальную ледопроходимость. Когда нужно рубить подход для судов в Дудинку, балласт откачивается и ледокол обеспечивает проводку каравана.
Насколько в новых ледоколах решен вопрос автоматизации?
Это различные привода для арматуры, это почти безвахтенное машинное отделение. Понятно, что на атомных судах это запрещено, но есть понятие А1-А2. Наш ледокол имеет класс А2. Это значит, вахтенные находятся в специальной бесшумной кабине, периодически делают обход, и все на этом. То есть, у механизмов люди не стоят. Также есть ЦПУ (Центральный пост управления всей энергетикой), который подразумевает управление энергетической установкой, в том числе и реакторами, и управление всеми системами корабля. То есть для решения задач не нужно посылать матроса, который будет крутить вентили на арматуре или нажимать соответствующие кнопки.
Если говорить простым языком, то зачем конкретно нужны ледоколы «Лидер»?
Тот опыт, который мы приобрели при строительстве ЛК-60, безусловно, нужно использовать при строительстве ледоколов «Лидер». И я хочу сказать, что ледокол «Лидер» - это просто колоссальный прорыв в Арктике. Это просто фантастика. Как-то так все тихо-мирно прошло, никто этого особо не заметил. А на самом деле несколько лет назад в ЦНИИ им. Крылова был построен, наверное, самый современный ледовый бассейн в мире. И созданию проекта этого ледокола предшествовала большая работа по изучению его потенциальных возможностей. Эти возможности были выявлены, и когда они нас позвали и показали, что ледокол «Лидер» может вести суда массой до 170 тысяч тонн со скоростью примерно 12 узлов примерно в двухметровом льду, то все поняли, что это позволяет реализовать новую схему. То есть если сегодня вывоз жидких нефтепродуктов и газа идет в основном на Запад, а дальше идет перегрузка на обычные не усиленного ледового класса газовозы и танкера, и дальше все это едет на Дальний Восток; в случае строительства ледоколов «Лидер», а специалисты считают, что их должно быть не меньше трех, это обеспечит круглогодичную навигацию и вывоз углеводородов на восток. Это, во-первых, значительно короче, а самое главное - основное потребление сжиженного газа это Южная Корея, Япония и Китай. То есть рынок колоссальный и по сути бездонный. «Айсбергом» («ЦКБ «Айсберг» - прим. ред) разработан технический проект, в настоящее время идет его экспертиза. До конца года он будет защищен. Еще год или два займут разработки разных документов, связанных с ядерной безопасностью. Естественно, мы будем бороться за этот заказ.
Как идут работы по созданию плавучей атомной станции?
Мы закончили строительство плавучего атомного энергоблока «Михаил Ломоносов». Руководство Росатома приняло решение загрузку зоны и испытания проводить в Мурманске. Связано это с тем, что ледоколы это как бы «суда в законе», энергоблок не самоходный. Поэтому наши скандинавские товарищи возмутились и сказали, что не хотят, чтобы вдоль их побережья «тащили» самоходное судно с облученным топливом. Руководство Росатома пошло им навстречу, и поэтому летом следующего года нам предстоит серьезная дополнительная работа по загрузке ядерного топлива на плавучий энергоблок в Мурманске на базе Росатомфлота.
Затронули ли антироссийские санкции Балтзавод?
Реакторы делают в России от начала и до конца. Система электродвижения делают в России. Поэтому, если говорить в ценовом выражении , то импорт у нас составляет на ледоколе примерно 5-7%. По номенклатуре это конечно больше, но мы над этим работаем.
Какие можно подвести итоги работы предприятия в 2017 году?
Мы закончили строительство и провели швартовные испытания плавучего атомного энергоблока. В нем очень много ноу-хау, связанных с безопасностью и новыми требованиями к ней. У нас все это получилось, и это очень для нас важно. Фактически это судно в себя включает две важные функции: выработку энергии и тепла. А самое главное - внутри него есть возможность перегрузки и хранения радиоактивных отходов. То есть, то, что обычно выполняет отдельное судно. Это необходимо потому, что после того, как плавучая АЭС будет доставлена на Чукотку, она будет стоять там 12 лет и непрерывно работать. Я считаю, что это серьезная трудовая победа. Еще из значимых событий - мы спустили второй ледокол, мы получили первую турбину с Кировского завода и очень надеемся, что в следующем году получим вторую.
Какие у Балтзавода планы на 2018 год?
Основные цели на 2018 год это, как я уже говорил, отправка в Мурманск «Академика Ломоносова» и начало испытаний головного ледокола серии ЛК-60Я.
Справка: Алексей Кадилов окончил Ленинградский механический институт по специальности инженер-механик, с 1976 по 1994 годы работал на Балтийском заводе, где прошел путь от строителя кораблей до директора по производству. С декабря 2007 года работал на Средне-Невском судостроительном заводе сначала главным инженером, а затем первым заместителем генерального директора. Приказом министра обороны РФ Алексей Кадилов награжден медалью «За укрепление боевого содружества».