План под кодом «Уран»: сын маршала Василевского рассказал, как отец готовил контрнаступление в Сталинградской битве
20 июля 1942 года начальник Генерального штаба генерал-полковник Александр Василевский прибыл в район Сталинграда. При его координации Сталинградский фронт должен был сорвать замыслы вермахта молниеносно взять Сталинград штурмом. О воспоминаниях своего отца, маршала СССР, в эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» рассказал сын маршала Советского Союза Александра Василевского Игорь Василевский.
«В середине августа Василевский совместно с руководством сталинградского фронта останавливает танковые армады, двигающиеся на Сталинград, ценой невероятных усилий, юго-восточнее Сталинграда. К сожалению, северо-западнее армии военачальника и командующего 6-й армией Фридриха Паулюса удалось прорваться к Сталинграду, возникла кризисная ситуация. Василевский вспоминал, что 23 июля - это было жесточайшее сражение. Немцы прорывались к Волге, город превратился в полыхающий факел. Немецкая авиация бомбардировала город беспрерывно. Телефонная и телеграфная связь с Москвой прервались», - рассказал телеканалу «Звезда» Василевский.
Генерал-фельдмаршал Фридрих Паулюс и члены его штаба, сдавшиеся в плен
Маршалы Жуков и Василевский пришли к общему выводу, что одолеть германскую шестую армию Паулюса можно только мощнейшими ударами и превосходящей во много раз силой. Стало ясно, что для завершения операции необходимо организовать на встречных направлениях окружение основной группировки войск, организовав кольцо вокруг шестой армии. Тогда был создан идеальный по обоснованию план контрнаступления с целью полного разгрома противника. 13 ноября 1942 года План был утвержден Верховным главнокомандующим Сталиным под кодовым названием «Уран». К середине января положение 6-й армии в Сталинграде из безнадежного превратилось в критическое. Немецкие части и соединения, угодившие в котел операции «Уран», быстро теряли боеспособность. Лишенные продовольствия, боеприпасов, горючего и медикаментов, солдаты и офицеры Паулюса мерзли на 30-градусном морозе. Умирая от голода, они съели почти всех строевых лошадей, собак, кошек и даже птиц. Где бы ни пытались укрыться гитлеровцы, их везде доставал шквальный огонь советской артиллерии и танков. Советские войска планомерно подавляли последние очаги сопротивления и взяли Паулюса в плен.
Сын маршала Василевского говорит, что его отец в войне не потерял главного – человеческого характера, и уже после завершения главной спецоперации, передал просьбу Паулюса о помиловании Сталину.
Центр Сталинграда после освобождения от немецко-фашистских захватчиков
«Паулюс в окружении, уже в плену прошел обработку с нашей стороны. Он был человеком восприимчивым ко всему, что происходит. Он обратился к Василевскому с просьбой хлопотать о том, чтобы его отпустили в Германию. И Василевский обратился к Сталину, на что он сказал: "Василевский, вы не политик. Рано". И Паулюс продолжал оставаться в Советском Союзе», - рассказал Василевский.