Жесткий, строгий и неуступчивый: как Виталий Чуркин стал железным голосом России в ООН
В школе № 1522 на улице Народного Ополчения в Москве Виталия Чуркина помнят и чтят: доска почета, стенгазеты, музей дипломата. Учебное заведение даже носит его имя, поскольку он был самым ярким выпускником. Отличник, спортсмен, он успел прославиться уже в 11 лет, снявшись на летних каникулах в кино.
Правда, картина «Синяя тетрадь» о Владимире Ленине вскоре легла на полку, так как не понравилась комиссии, а будущий дипломат решил, что хорошим актером ему не быть, поэтому и поступил в МГИМО.
Во вторник, 20 февраля, в здании Дипакадемии на Остоженке на конференции, посвященной памяти Виталия Чуркина, собрался весь цвет российской дипломатии: коллеги, друзья, сотрудники дипмиссий.
«Мы с ним были друзьями, нас одновременно назначали на посты заместителей, и на всех должностях он проявлял себя в лучших качествах», – отметил Сергей Лавров.
У Чуркина была головокружительная карьера. Он начинал с переводчика, затем был послом в Чили, Бельгии, Канаде. На Смоленке Чуркин, став замминистра, первым начал проводить на блестящем английском брифинги для иностранных журналистов.
«Он был для меня самым мощным и сильным символом перехода от той, классической дипломатической школы к новой российской школе дипломатии», – заявил Константин Косачев.
Главное назначение его ждало в 2006 году, когда он стал постпредом России при ООН. Он проработал в Нью-Йорке десять лет десять месяцев и 12 дней, после чего ушел из жизни на рабочем месте, не дожив до 65-летия всего один день. Чуркин стал железным голосом России на международной арене, который до сих пор невозможно забыть.
Жесткий, требовательный, строгий и неуступчивый, Виталий Чуркин при этом никогда не переходил черту. Свою работу в ООН он сравнивал с трудом сталевара – 12-часовой рабочий день, без праздников и выходных. В 2008-м Чуркин умело доказывал, что Южную Осетию атаковала армия Михаила Саакашвили. Потом было испытание Крымом, Донбассом, Сирией. Постоянные баталии с постпредом США Самантой Пауэр. Он вновь и вновь доказывал, что один в поле воин – и никак иначе, когда на твою страну нападают все и сразу. Российского постпреда боялись и уважали.
«Виталий Иванович пользовался таким уважением в ООН, что оно перетекло и на меня, когда я встречался с коллегами», – отметил Василий Небензя.
Заседание ООН в Нью-Йорке сегодня, 20 февраля, начнется с минуты молчания в память о Виталии Чуркине.