Доставка для «Арматы»: на что способен новейший корабль ВМФ РФ «Иван Грен»
Большой десантный корабль (БДК) представляет самую крупную боевую единицу надводной компоненты ВМФ России, спроектированную и построенную для нашего флота за все время после развала Советского Союза. Его водоизмещение составляет свыше шести тысяч тонн, что значительно превышает соответствующие показатели для корветов и фрегатов, сегодня один за другим передаваемых промышленностью военным морякам.
БДК проекта 11711 относится к кораблям океанской зоны. Он предназначен для высадки десанта, перевозки военной техники и прочих грузов. Разработчик - «Невское проектно-конструкторское бюро» (НПКБ). Главный конструктор БДК проекта 11711 - потомственный кораблестроитель Алексей Владимирович Юхнин. Строительство головного корпуса вел Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Закладка датируется декабрем 2004 года, спуск на воду - маем 2012-го. В ходе постройки чертежи «Ивана Грена» дорабатывались, отражая изменения взглядов руководства ВМФ России на роль и место десантных средств. Швартовные испытания корабля стартовали осенью 2015 года.
Тридцать танков «Армата»
«Иван Грен» имеет носовую и кормовую аппарели (порой их также называют менее благозвучным словом «сходня»). БДК проекта 11711 отличается передовой механизацией. Сквозной десантный трюм позволяет загружать с кормы через ворота и специальные закрытия тяжелую гусеничную и колесную бронетехнику. Внутренние объемы достаточны для размещения до 13 основных боевых танков.
Выбранная конструкторами конфигурация позволяет вместе с обширным контейнерным парком разместить до 36 бронетранспортеров или грузовиков высокой грузоподъемности. Заметим, что «Иван Грен» способен брать на борт самые современные образцы бронемашин, включая основные боевые танки «Армата» массой до 60 тонн. На время морского перехода бронетехника размещается в десантном трюме, однако по сходням ее можно поднять и на верхнюю палубу.
Особо отметим передовые системы корабля, позволяющие осуществлять высадку боевых машин морской пехоты на необорудованное побережье. Носовая аппарель раскладывается в две секции. Она дает возможность с достаточно большого расстояния до береговой черты высаживать неплавающую технику через брод на необорудованное побережье. Помимо этого, «Иван Грен» оснащен очень мощным краном и другими средствами механизации, которые могут быть задействованы при выгрузке, погрузке и перемещении перевозимой номенклатуры.
Спортзал для десанта
Своей архитектурой «Иван Грен» разительно отличается от отечественных десантных судов прошлых поколений. Он имеет развитую надстройку с пятью ярусами в носовой и четырьмя в кормовой части, тогда как предыдущие БДК внешне напоминают сухогрузы «река - море». Разница во внешнем облике имеет объяснение. Ранее военные моряки выставляли требование: БДК должны обладать способностью проходить внутренними водными путями. Например, с Балтики на Каспий. По этой причине судостроители проектировали десантные суда с низкими надстройками. Исходя из основного предназначения БДК большие внутренние объемы отводятся под десантный трюм, из-за чего помещений для размещения военных моряков и морской пехоты остается немного. Проще говоря, внутри старых десантных кораблей экипажу и десантникам приходилось ютиться в тесноте.
Требование перехода внутренними водными путями в новом веке заказчиком было снято, и у инженеров появилась возможность больше внимания уделить теме улучшения условий обитаемости как экипажа (100 человек), так и морской пехоты (до 300). Для них оборудованы спортзал, столовая, каюты и кубрики. Чтобы скомпоновать их, проектировщикам пришлось увеличить надстройку, разместив там боевые посты, служебные и жилые помещения.
Выбранная конструкторами для «Ивана Грена» оригинальная архитектура, нетрадиционная для военного корабля данного класса, позволяет решить «проблему тесноты». Отдельные жилые помещения, а также медицинский блок на БДК проекта 11711 расположены над верхней палубой. Исходя из собственного (пусть и весьма скромного) опыта пребывания на боевых кораблях, отмечу, что жить в надстройке комфортнее, чем глубоко в чреве судна.
Упор на оборону
«Иван Грен» может использоваться в качестве флагманского корабля. И, кроме основной задачи по доставке сил и средств морского десанта на театр боевых действий (внутренние объемы достаточны для размещения батальона морской пехоты с приданной ему техникой), БДК проекта 11711 может применяться для обеспечения эвакуации, принимать участие в гуманитарных миссиях.
По сравнению с кораблями предыдущего проекта 1171 с пушками ЗИФ-31Б калибра 57 миллиметров и системами залпового огня «Град-М» артиллерийское вооружение «Ивана Грена» стало как бы «более оборонительным». Оно представлено парой шестиствольных автоматов АК-630 (каждый скорострельностью до пяти тысяч выстрелов в минуту), а также АК-630М-2 «Дуэт» с двумя блоками стволов (рекордсмен по темпу стрельбы среди 30-миллиметровых автоматов - десять тысяч выстрелов в минуту!). Вместе с постановщиками пассивных помех они выступают в качестве средств защиты от вражеских атак с моря и воздуха.
На корабле проекта 11711 оборудована посадочная площадка и ангар на пару вертолетов семейства Ка-27. В походном положении оба вертолета располагаются в ангаре друг за другом. После посадки первая винтокрылая машина перемещается до носовой переборки ангара, вторая втягивается в оставшееся ангарное пространство. Ангар - телескопического типа, он выдвигается наружу и закрывает авиатехнику.
Наличие на борту БДК собственных вертолетов постоянного базирования существенно повышает его возможности при проведении десантирования и эвакуации, выполнении поисково-спасательных операций и гуманитарных миссий, а также при противолодочной обороне.
«Сердце» «Грена»
Энергетическая установка включает два дизель-реверс-редукторных агрегата мощностью по 3700 киловатт каждый. Максимальная скорость хода - до 18 узлов. В составе носовой и кормовой машин используется продукция Коломенского завода - 16-цилиндровые V-образные дизели 10Д49 (16ЧН26/26) с газотурбинным наддувом.
Движитель - проверенные временем винты, а не модные нынче устройства типа «азипод». Все очень просто и надежно: линия вала и гидродинамический руль в потоке от классического винта. Вместе с тем применена интересная конфигурация подводной части, которая позволяет БДК безопасно выходить на мелководье. При посадке носом на мель винты защищены от повреждений конструкцией корпуса корабля.
И все-таки почему не «азиподы»? Журналисты ТРК «Звезда» получили следующее разъяснение от сотрудников Невского ПКБ. Во-первых, гребные валы и классические винты гораздо проще и дешевле в изготовлении. Во-вторых, десантному кораблю не требуется длительное по времени точное позиционирование в конкретной точке Мирового океана. Экипажу надо провести высадку десанта на побережье и, дав задний ход, уйти от береговой черты.
Исходя из основного предназначения БДК высокоточного маневрирования, в принципе, не требуется. Вместе с тем у «Ивана Грена» есть подруливающие устройства тоннельного типа в носовой части корпуса корабля (в корпус судна встроена труба, внутри которой стоит винт), с помощью которых можно дать импульс влево или право, поворачивая нос в выбранном направлении.
После достройки на плаву и размагничивания летом 2016 года начались заводские ходовые испытания. Первоначальные сроки сдачи «Ивана Грена» пришлось пересмотреть из-за организационных моментов и необходимости доведения корабля до требований ВМФ России по ряду параметров. К настоящему времени эта работа завершена. Последний раз «Иван Грен» выходил в море на испытания в мае нынешнего года.
Перспектива серии
«Иван Грен» выделяется запоминающимся внешним обликом, современными бортовыми системами, включая новейшую радиоэлектронику, и способностью управлять соединением. Коль скоро новинка отечественного судостроения может служить флагманом, есть повод задуматься над формированием подходящей корабельной группы. Между тем калининградские судостроители ведут постройку следующего корпуса по проекту 11711. Ожидается, что «Петр Моргунов» будет завершен строительством этим летом и вскоре поступит на испытания.
Новейший отечественный БДК получил паспорт экспортного облика. Судя по официальному каталогу Объединенной судостроительной корпорации, речь идет о проекте 11711Э полным водоизмещением 6 600 тонн. Поскольку данная продукция предлагается нашим партнерам по военно-техническому сотрудничеству, есть основание надеяться на серийность, что увеличит загрузку мощностей отечественной промышленности и снизит стоимость единицы продукции.
Cложившиеся к настоящему моменту условия располагают к увеличению пакета заказов ПСЗ «Янтарь». Во-первых, использование иностранных комплектующих в новейшем БДК сведено к минимуму. Следовательно, строительство корпусов по проекту 11711 не зависит от геополитической ситуации и действий наших «партнеров». Во-вторых, на продукцию отечественных судостроителей наблюдается устойчивый платежеспособный спрос из-за рубежа. Среди возможных покупателей - Индия, Египет и другие державы, продолжающие эксплуатацию БДК отечественных проектов прошлых поколений.
Развивающиеся страны предпринимают попытки самостоятельного проектирования и строительства десантных судов. Однако практика показывает, что создание подобной техники идет отнюдь не проще боевых кораблей типа «фрегат» либо «корвет». Ведь от проектировщиков требуется организовывать слаженную логистику перемещения по кораблю, применения аппарелей, сходней, различных высадочных устройств и так далее. Все это в комплексе - технически сложные системы, функционирующие в условиях корабля во взаимодействии между собой.
Поиск грамотных решений ведется судостроителями на основе накопленных ими ранее знаний и опыта. Даже для именитых отечественных конструкторских бюро и верфей, имевших перерыв в проектировании и строительстве десантных судов, практическая реализация проекта 11711 шла не без затруднений. А посему успешное завершение испытаний «Ивана Грена» с подтверждением полного соответствия корабля всем требованиям ВМФ России можно считать большим успехом для ОСК, Невского ПКБ и ПСЗ «Янтарь». Надеемся, что вслед за головным кораблем наш флот пополнится серийными корпусами, а иностранные покупатели разместят заказы на изготовление судов подобного класса в России.