В академию Штиглица принесли на реставрацию неизвестную ранее картину Ильи Репина
Сейчас с этой картиной обращаются как с настоящим сокровищем, и она этого заслуживает. Обнаружена неизвестная ранее работа самого Ильи Репина - вот и подпись автора. А так эта картина выглядела еще недавно. Владельцу она досталась в наследство, как безымянный холст, в абсолютно удручающем состоянии, даже без подрамника, и он решил отнести ее реставратору Андрею Осетрову.
«Она была совершенно в непонятном состоянии, в виде тряпочки, было сложно себе представить, что это Репин, я и сам не догадывался. Там была подпись, немного похожая на Репина, но представить себе, что это он, в таком состоянии...» - говорит реставратор Андрей Осетров.
Два года понадобилось, чтобы восстановить полотно. Параллельно провели тщательное исследование картины. Эксперты сделали ее инфракрасную съемку, провели химический анализ красок, сверили автограф художника. И установили: реставратору-преподавателю и его студентке Анне удалось выявить подлинную работу мастера. Настоящее открытие!
«О боже мой, я реставрирую Репина - вот так примерно это было. Очень вдохновляющее и мотивирующее», - делится своими впечатлениями Анна Смирнова, выпускница художественно-промышленной Академии им. А. Л. Штиглица.
Здесь изображен артист Александринского театра Василий Самойлов, картина написанный за год до его смерти, в 1886 году. Но портрет Самойлова руки Репина уже хранится в Русском музее. И эта картина моложе на 16 лет. Значит ли это, что найдена копия? Как оказалось, некоторые свои работы Репин еще и повторял по несколько раз - например, известны три варианта портрета Льва Толстого. И знатоков творчества мастера такое «клонирование» ничуть не смущает.
«Портрет Самойлова, я думаю, он тоже повторил, конечно. Они разные, разные в том числе и по задачам. И он несколько грубо написан. Может, другая задача, может, техника живописи изменилась, но тем не менее оба портрета очень хороши», - говорит Татьяна Бородина, заведующая музеем-усадьбой И. Е. Репина «Пенаты».
Владелец картины пока избегает публичности. И его можно понять: весьма вероятно, что старый холст, который долгие десятилетия пылился за шкафом, действительно является работой выдающегося русского художника. И тогда его стоимость на аукционах может достигать сотен тысяч евро.