Лента новостей
Лента новостей
11:47
Силовики задержали подозреваемого во взрыве газа в Тульской области
11:10
Лавров: у европейцев проснулись инстинкты пиратов в вопросе российских активов
11:07
Лавров: инициатива Путина по ДСНВ лишена двойного дна
10:39
Лавров: американцы столкнулись с трудностями, принуждая Зеленского к миру
10:17
Mash: пятеро москвичей оказались на ИВЛ после употребления солений
09:40
Видео
На Камчатке шахтер выжил под лавиной благодаря воздушному карману
09:06
Белгород и Воронеж частично остались без света и тепла после атак ВСУ
08:40
Ученые приняли радиосигнал от инопланетного объекта
08:01
ВС РФ сбили ночью 43 дрона над Брянской областью
07:45
Welt: число дезертиров в ВСУ достигло рекордных показателей
07:16
Guardian: Франция передала Киеву рыболовные сети для защиты от дронов
06:19
В Новосибирской области трое детей погибли в ДТП с грузовиком
05:53
Группа бомбардировщиков США B-52H прибыла в Испанию для совместных учений
05:36
В штате Теннесси рухнул вертолет с тремя людьми, один погиб
04:57
Столтенберг: вывод войск из Афганистана стал крупным поражением НАТО
04:04
В Германии автобус въехал в толпу пешеходов на тротуаре
03:44
В Бразилии один из городов предстоит отстроить заново после торнадо
02:50
Видео
В ЦАТРА прошла премьера мюзикла «Святая Анна»
Самоходка СУ-76М: компромисс войны
© МАММ МДФ

Самоходка СУ-76М: компромисс войны

СУ-76М – самая массовая советская самоходка времен войны, является компромиссом между возможностями промышленности и нуждами фронта.
17 апреля 2020, 12:34
Реклама
Самоходка СУ-76М: компромисс войны
© МАММ МДФ

Самоходная артиллерия имеет ряд преимуществ в сравнении с буксируемой. В частности, она может непрерывно сопровождать войска, постоянно поддерживать их огнем, быстро менять позиции, сближаться с противником и уничтожать его огневые точки.

Если говорить об обычных орудиях, то зачастую смена позиции в бою проходила за счет сил расчета, который передвигал его с места на место, и, понятное дело, скорость была не высока. Это приводило к тому, что повышался риск попасть под ответный огонь, артиллерия могла отставать от пехоты.

Особенно остро необходимость создания самоходной артиллерийской установки встала, когда Красная армия смогла переломить ход войны. Стало понятно, что в скором времени начнется полномасштабное наступление на гитлеровские войска.

СУ-76 была совместно разработана конструкторскими бюро завода №38 в городе Кирове летом 1942 года на базе легких танков Т-60, Т-70, большую роль в создании самоходки сыграл Семен Александрович Гинзбург, он контролировал и непосредственно руководил работами по ее созданию.

Интересные факты

Первые СУ-76 имели неудачную силовую установку из спаренных автомобильных бензиновых двигателей ГАЗ-202 мощностью 70 л. с. На испытаниях проблем выявлено не было, их обнаружили при первом боевом применении на Волховском фронте. Синхронизировать работу двух двигателей и коробок передач было крайне сложно, а кроме того, возникали дополнительные крутильные моменты, в сложных дорожных условиях появились серьезные проблемы с трансмиссией.

Изначально полностью закрытое боевое отделение оказалось неудобным для работы экипажа. Все это привело к тому, что после выпуска 608 машин серийное производство СУ-76 было приостановлено и конструкция была отправлена на доработку.

Модернизированная САУ получила индекс СУ-76М. Двигатели установили один за другим по правому боту, что позволило избежать крутильных моментов. При этом ось ствола орудия была смещена на 200 мм влево, как и рабочее место механика-водителя. Кроме того, рабочее отделение сделали открытым. Это решение до сих пор вызывает споры.

Боевое применение

С одной стороны, открытое отделение позволило снизить массу, облегчить работу расчета, улучшить обзор, в нем не скапливались пороховые газы, люди могли быстро покинуть горящую машину. С другой - любая осколочная граната, попав в него, почти гарантированно уничтожала экипаж. Особенно остро проблема защиты возникала в городских боях.

Впервые самоходки массово применили на Курской дуге летом 1943 года. Поначалу установки ошибочно пытались использовать вместо танков, пуская их в прорыв перед пехотой что привело к огромным потерям: СУ-76 имела только противопульное бронирование. Позже, признав ошибки, командование скорректировало тактику: самоходки шли за танками и пехотой, поддерживая их интенсивным огнем.

Однако слабое бронирование можно назвать компромиссом: только так можно было снизить массу конструкции. Это привело к том, что СУ-76М могла благодаря низкой нагрузке на грунт успешно передвигаться по болотистой местности, там, где более тяжелые машины вязли. Из-за небольших размеров самоходка могла маневрировать на узких улицах и среди обломков зданий, уничтожая огневые точки там, где не могли пройти танки.

Все это сделало данную машину крайне востребованной на фронте. В 1944 году выпуск СУ-76М составлял около 25% от всего производства боевых гусеничных машин СССР. До конца войны РККА получила около 12 тысяч самоходок.

Характеристики

Боевая масса - 10,5 тонн; экипаж - четыре человека; оружие - пушка ЗИС-3 калибра 76 мм; пулемет 7,62 мм; мощность двигателя - 140 л. с.; скорость - до 41 км/ч.

Реклама
Реклама