Лента новостей
Лента новостей
19:17
Bloomberg: европейцы могут столкнуться с новым энергокризисом
18:55
Видео
Командир роты рассказал, почему Дальнее штурмовали почти без артподготовки
18:50
Видео
Опубликованы кадры освобождения Дальнего в ДНР
18:16
Путин подписал закон о списании долгов по кредитам участников СВО
18:06
Карета скорой помощи перевернулась в Подмосковье
17:38
Эксперты выявили связь между звонками мошенников и ударами по Украине
17:37
В США призвали к импичменту Байдена после удара «Орешником» по Украине
17:12
РКК с августа обнаружил более 1,2 тысячи пропавших жителей Курской области
16:38
Видео
Экономист объяснил, почему карты UnionPay перестают работать после санкций США
16:15
Песков ответил, почему ранее никто не знал об «Орешнике»
15:42
Видео
FPV-дроны разнесли пять автомобилей ВСУ в Харьковской области
15:06
Россия обсудит с партнерами по ОДКБ удары Украины дальнобойным оружием
14:39
Видео
В Дагестане 10 человек пострадали в ДТП с микроавтобусом
14:03
Видео
МО РФ показало уничтожение МиГ-29 ракетой «Искандера»
13:48
Видео
Сапер ВС РФ спас штурмовика из заминированного леса ценой собственной ноги
13:33
МО РФ: потери ВСУ в курском приграничье превысили 35 тысяч человек
13:27
Меркель: Киев не может в одиночку принимать решение о переговорах
12:36
Минтруд предложил выдать пенсионерам удостоверения с QR-кодом
Машина времени: как экспедиция МО РФ и РГО добывает на Чукотке артефакты времен ВОВ
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Машина времени: как экспедиция МО РФ и РГО добывает на Чукотке артефакты времен ВОВ

Экспедицию по местам легендарной воздушной трассы «Аляска - Сибирь» (АлСиб) проводит Русское географическое общество и Министерство обороны РФ.
Реклама
Машина времени: как экспедиция МО РФ и РГО добывает на Чукотке артефакты времен ВОВ
© ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»

Военный врач нашел аптечку на месте крушения американского транспортника C-47 «Дуглас», который в годы Великой Отечественной войны потерпел аварию на Чукотке. Борт перегоняли из Соединенных Штатов в Советский Союз по программе ленд-лиза.

Обломки самолета разбросаны в радиусе нескольких десятков метров. В одном месте шасси, в другом часть фюзеляжа и какие-то агрегаты. На этом C-47 в августе 1943-го экипаж направлялся из Марково в Уэлькаль. Самолет преодолел 90% пути, оставалось каких-то 50 километров. На пути стояла 600-метровая сопка. Пилоту не хватило буквально 15 метров, чтобы обогнуть ее. Причина трагедии - ошибка в расчетах момента пробивания облачности. Пилот думал, что совершает безопасный маневр. Наложились сложные метеоусловия и темное время суток.

Русское географическое общество совместно с Министерством обороны второй год подряд исследуют трассу «АлСиб». Вылетев с Аляски, советские летчики преодолевали Берингов пролив, территорию Чукотки, Якутии. Финальная точка - Красноярск. Длина легендарной трассы 6,5 тысячи километров. Самолеты, вылетев с заводов-изготовителей, до линии фронта проходили около 14 тысяч километров. Это почти треть окружности земного шара.

«Весь прошлый год мы посвятили обследованию аэродромов, причем научному исследованию. Начиная от геологии - мест, где были построены аэродромы. Потом методика строительства - силы и средства. Мы полностью изучили, почему построили здесь, как построили, какими героическими усилиями», - рассказал руководитель экспедиционного направления РГО Сергей Чечулин.

Теперь экспедиторы вывозят объекты, которые являются частью военной истории, чтобы потом передать их в музей. Доставить до Большой земли обломки можно только вертолетом. Крупные части фюзеляжа оленеводы использовали для общения. Гвоздем выцарапывали фамилии, инициалы и года - когда были на месте крушения. Вот, например, «Валентин 1990 год». Получилась эдакая Чукотская социальная сеть.

В местах крушения самолетов экспедиция установила памятные знаки. В эскимосском селе торжественно открыли памятник погибшим летчикам. Подобный мемориал есть и в городе Фэрбанксе на Аляске. Наведен очередной мост мужества и дружбы через Берингов пролив. Аэродром около села Уэлькаль - первое место, куда приземлялись самолеты, вылетевшие с Аляски. О том, что здесь когда-то была взлетно-посадочная полоса, говорит только ее деревянное основание и лопасть одного из самолетов.

В 50 километрах западнее Уэлькаля ученые обследуют место крушения еще одного военно-транспортного «Дугласа». Считается, что самолет упал в результате возгорания в кабине. Однако один из опытнейших летчиков, перегонявших по «АлСибу» такие самолеты, в своих мемуарах писал о диверсии.

«Вполне возможно, что была заложена мина с часовым механизмом здесь. Потому что прямо перед вылетом самолет был в США. Самолеты С-47 - достаточно надежные, поэтому странно, что происходило», - поделился научный руководитель экспедиции РГО по обследованию трассы «АлСиб» Павел Филин.

За три года по трассе «АлСиб» перегнали более 8 000 американских самолетов и 18 тысяч тонн груза. Процент крушений составил менее одного. В октябре исторической воздушной трассе исполняется 80 лет.

Реклама
Реклама