
Волонтеры РПЦ рассказали, как чинят дома в Донбассе

Жительница Мариуполя Юлия Шаварная попала под обстрелы в 2022 году, будучи беременной, тогда чудом удалось выжить, а сейчас у нее шестеро детей с которыми семья ютится у соседей. Дореволюционный дом, в которым они жили, оказался под ударами артиллерии. Разрушены стены, проломлена крыша, ничего не осталось от внутренней отделки.
«Свет, газ, вода есть, помогает православная русская церковь, вот мусор, осталось когда помогали восстанавливать», - рассказывает Юлия.
Проезжая по Мариуполю, замечаешь сразу, как быстро восстанавливают дороги, парки, но, главное - многоквартирные дома и здания социальных организаций. Но ремонтом частных домов по большей части занимаются собственники. Администрация и благотворительные фонды помогают стройматериалами, но рук не хватает катастрофически.
Только в одном Мариуполе восстановить еще нужно 13 тысяч частных жилых домов, еще 10 тысяч подлежат сносу. Разрушено буквально каждое второе жилое здание. Хоть делается много, но работы еще хватает. Волонтеры, которые приезжают со всей России, восстанавливают крыши, стены, а также внутреннюю отделку разрушенных домов.
Добровольцы Патриаршей гуманитарной миссии уже восстановили крышу в одном из домов, теперь пришла очередь внутренней отделки. За нее взялась Татьяна Паклина, волонтер из Тюмени. В Донбасс она приезжает уже в четвертый раз, здесь ее образование маляра очень полезно.
«Если бы я мужчиной была, я бы пошла на фронт, но меня туда точно не возьмут, а помогать надо. Первый раз приехала, боялась конечно, в 2024 году. А сейчас уже заболела Донбассом», - рассказывает Татьяна.
На хрупких, но очень стойких женских плечах здесь держится многое. Волонтеры не только красят, грунтуют и штукатурят, но и готовят еду в местной церкви, где располагается мариупольский лагерь гуманитарной миссии. Сейчас здесь работают 22 добровольца самых разных специальностей: художники, студенты МГУ, сотрудники московского метрополитена, инженеры и научные работники.
«Есть же вообще объекты которые тотально разрушены, там нужно начинать кладку с основания. Мы за такие не беремся, потому-что у нас все-таки не специалисты, а люди добровольцы разных специальностей, приезжают просто в отпуск и помогают чем могут», - рассказывает Евгений Меркулов, прораб.
В Донбассе у волонтеров русской православной церкви три направления: Мариуполь, Волноваха, а также Ясиноватая с Авдеевкой. Последнее направление открыто не так давно, но волонтеры уже успели отремонтировать около ста домов.
Сам лагерь добровольцев располагается в Ясиноватой, но ремонтируют дома и в Авдеевке. Хоть ее и освободили год назад, но в городе по-прежнему бывает неспокойно, отсюда до линии боевого соприкосновения менее тридцати километров по прямой. Выстрелы слышно даже во время интервью.
Трудятся добровольцы с 8 утра и до 6 вечера, полный рабочий день. За это время нужно успеть сделать максимальные объемы, ведь очередь на восстановление большая, а смены у добровольцев заканчиваются быстро. В основном помощники приезжают на неделю, но есть и те, кто остается тут надолго. Например, прораб Антон Воробьев не был дома в Москве уже почти два года.
«Я здесь всему учился, полгода волонтерства, у меня были замечательные наставники. Слава Богу, что познакомился с такими. Меня всему научили (...) Наша основная задача закрыть тепловой контур у максимального количества домов, чтобы остановить разрушение», - рассказывает Антон.
За время работы Патриаршей гуманитарной миссии добровольцы восстановили в Донбассе пятьсот частных домов. В волонтеры принимают всех, достаточно перейти по куар коду и заполнить анкету. Синодальный отдел по благотворительности обеспечивает проезд из Москвы, проживание и питание, а группы добровольцев выезжают каждую неделю.
Ранее сообщалось, как волонтеры Мурманской области сшили для бойцов СВО сотню антидроновых одеял.